Обновленный ФГОС СОО: что должны знать родители будущих десятиклассников?
Информация для родителей по обновленному ФГОС СОО
Уважаемые родители (законные представители) и обучающиеся!
С 1 сентября 2023 года обучающиеся 10-х классов перейдут на обучение по обновленному федеральному государственному стандарту среднего общего образования. Какие требования выдвигает обновленный ФГОС СОО?
Стандарт выдвигает три группы требований:
• к результатам освоения основной образовательной программы;
• к структуре основной образовательной программы;
• к условиям реализации основной образовательной программы.
Чем отличается обновленный ФГОС СОО от предыдущих?
Первое отличие ФГОС от его предшественников – опора на результаты выявления запросов личности, семьи, общества и государства к результатам общего образования.
Вторым принципиальным отличием ФГОС является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности обучающихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности.
Третье принципиальное отличие новых стандартов от предшествующих версий — это отличие в структуре.
ФГОС ориентирует образование на достижение качества, соответствующего современным запросам личности, общества и государства. Введение стандарта во многом изменит школьную жизнь обучающихся. Речь идет о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой открытой информационно-образовательной среде, далеко выходящей за границы общеобразовательной организации. Принцип интеграции обучения и воспитания, заложенный в основу Федеральной основной образовательной программы (ФООП СОО), предусматривает связь урочной и внеурочной деятельности, предполагающий направленность учебного процесса на достижение личностных результатов освоения образовательной программы.
Именно поэтому в стандарт, например, детализирована программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся, а учебные программы ориентированы на развитие их самостоятельности, индивидуализация учебной деятельности достигается комплексной организацией урочной и внеурочной деятельности, использования потенциала проектирования, моделирования, учебно-исследовательской деятельности, что позволяет наблюдать ориентацию деятельности всех субъектов образовательных отношений на овладение опытом разрешения различного вида учебных и внеучебных задач, подготовки обучающихся к жизни в современном быстро меняющемся мире.
Что является отличительной особенностью обновленного ФГОС СОО?
Планируемые результаты
В новой редакции ФГОС СОО, как и прежде, требуют применять системнодеятельностный подход. Однако подробнее описывают результаты освоения ООП СОО – личностные, метапредметные, предметные.
Личностные результаты
Личностные результаты сгруппировали по направлениям воспитания:
• гражданское;
• патриотическое;
• духовно-нравственное;
• эстетическое;
• физическое;
• трудовое;
• экологическое;
• ценность научного познания.
На первое место в перечне личностных результатов поставили гражданскую идентичность и патриотизм; формирование уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, старшему поколению и труду, закону и правопорядку; воспитание ценностного отношения к государственным символам, памятникам, традициям народов России и достижениям России в науке, искусстве и спорте; вовлечение в волонтерскую деятельность и школьное самоуправление.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты конкретизировали по видам УУД и сгруппировали по трем направлениям:
• овладение универсальными учебными познавательными действиями – базовые логические, базовые исследовательские, работа с информацией;
• овладение универсальными учебными коммуникативными действиями – общение, совместная деятельность;
• овладение универсальными учебными регулятивными действиями – самоорганизация, самоконтроль, эмоциональный интеллект, принятие себя и других людей.
Предметные результаты
В новой редакции ФГОС СОО определили четкие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине. Например, по русскому языку выпускник должен уметь пересказать текст из 300 слов и написать сочинение, в котором будет не менее 150 слов. По литературе закрепили перечень обязательных литературных произведений для изучения.
В учебный предмет «Математика» включили учебный курс «Вероятность и статистика». Отдельно описали предметные результаты для учебного предмета «История» и учебных курсов «История России» и «Всеобщая история». В рамках курса истории школьники будут изучать геополитический кризис 2022 года и его влияние на мировую систему. После изучения истории на базовом уровне школьники должны понимать причины и следствия распада СССР, возрождения Российской Федерации как мировой державы, воссоединения Крыма с Россией, специальной военной операции на Украине и других важнейших событий XX – начала XXI века.
Для 10 учебных дисциплин установили требования к предметным результатам для базового и углубленного уровня. Это учебные предметы «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «Информатика», «История», «География», «Обществознание», «Физика», «Химия» и «Биология».
В перечень предметов, которые сдают в форме ГИА, включили родной язык и родную литературу. Эти предметы выпускники могут сдавать по выбору.
Предметные области и предметы
В новой редакции ФГОС СОО изменили названия двух предметных областей: «Общественные науки» и «Естественные науки». Теперь эти области называются «Общественно-научные предметы» и «Естественно-научные предметы» соответственно. Еще изменили перечень учебных дисциплин в старшей школе. Из перечня исключили учебные предметы «Экономика», «Право», «Астрономия», «Естествознание», «Россия в мире» и «Экология». В учебный предмет «Математика», наряду с учебными курсами «Алгебра и начала математического анализа» и «Геометрия», включили еще один курс – «Вероятность и статистика». В учебный предмет «История» включили учебные курсы «История России» и «Всеобщая история». Также изменили перечень предметов для изучения на базовом и углубленном уровнях.
Объем аудиторной нагрузки
В старшей школе изменили объем учебной нагрузки. На уровне среднего общего образования максимальный объем сократили на 74 часа. Теперь максимальный объем аудиторной нагрузки старшеклассника составит 2516 учебных часов.
Учебный план
В учебном плане на уровне СОО увеличили количество учебных предметов.
Старшеклассники всех профилей обучения будут изучать 13 обязательных предметов: русский язык, литературу, математику, информатику, иностранный язык, физику, химию, биологию, историю, обществознание, географию, физкультуру и ОБЖ.
Сейчас учебный план профиля включает минимум 11 учебных предметов. При этом, старшеклассники всех профилей изучают восемь обязательных предметов: русский язык, литературу, иностранный язык, математику, историю (или предмет «Россия в мире»), физкультуру, ОБЖ и астрономию.
Изменили подход к формированию учебных планов. Теперь в учебном плане каждого профиля будет единый перечень из 13 обязательных предметов. Из них минимум два предмета школьники будут изучать углубленно.
Обновленный ФГОС с 01.09.2022
Министерством просвещения Российской Федерации утверждены обновленные федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) начального общего и основного общего образования (далее – НОО и ООО соответственно):
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021№ 286 «Об утверждении федерального образовательного стандарта начального общего образования»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального образовательного стандарта основного общего образования».
Обновлённая редакция ФГОС сохраняет и фиксирует принципы вариативности в формировании общеобразовательными организациями программ начального общего и основного общего образования, а также учёта интересов и возможностей как образовательных организаций, так и их учащихся.
Именно с 1 сентября 2022 года начнут действовать ФГОС в каждой общеобразовательной организации, а обучающиеся, которые будут приняты на обучение в первые и пятые классы в 2022 году, будут учиться уже по обновленным ФГОС. Для несовершеннолетних обучающихся, зачисленных на обучение до вступления в силу настоящих приказов, возможно обучение по обновленным ФГОС с согласия их родителей (законных представителей).
В обновлённых ФГОС сформулированы максимально конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня, позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит. Обновлённые ФГОС также обеспечивают личностное развитие учащихся, включая гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание.
Детализация и конкретизация требований к результатам образовательной программы, зафиксированные на уровне ФГОС, работают на повышение прозрачности образовательной деятельности школы. Общедоступный нормативный документ даёт ответ на вопрос о том, чему должна учить современная российская школа. Таким образом, создается единая содержательная основа для обеспечения качества реализации общеобразовательных программ, в том числе с включением в этот процесс заинтересованного родительского сообщества.
Стандарты также содержат детализированные и конкретизированные личностные результаты, на формирование и совершенствование которых должна быть направлена рабочая программа воспитания.
Обновлённые ФГОС описывают систему требований к условиям реализации общеобразовательных программ, соблюдение которых обеспечивает равенство возможностей получения качественного образования для всех детей независимо от места жительства и дохода семьи. Благодаря новым стандартам школьники получат больше возможностей для того, чтобы заниматься наукой, проводить исследования, используя передовое оборудование.
В документе закрепляется инклюзивный характер образовательной среды и содержится требование к обеспечению полноценного доступа к инфраструктуре школы детей с ограниченными возможностями здоровья.
Научно-методические материалы по введению и обеспечению перехода на обновленные ФГОС
Научно-методическое сопровождение обновленных ФГОС (В.С. Басюк)
Научно-методическое сопровождение ФГОС (Т.В. Суханова)
Обновленные ФГОС НОО, ООО: содержание, механизмы реализации (Д.А. Метелкин)
На пути к переходу к обновленным ФГОС
Методическое сопровождение педагогического сообщества по переходу на обновленный ФГОС
- Создан портал «Единое содержание общего образования», на котором представлены Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего и основного общего образования; примерные рабочие программы по учебным предметам; универсальные кодификаторы; конструктор рабочих программ и методические видеоуроки.
Примерные рабочие программы https://edsoo.ru/Primernie_rabochie_progra.htm
Конструктор учебных программ https://edsoo.ru/constructor/
Учебные предметы https://edsoo.ru/study-subject/
Типовой комплект методических документов: https://edsoo.ru/Tipovoj_komplekt_metodich_16.htm
Изменения в новых ФГОС НОО и ООО
Пошаговая инструкция и готовые образцы, чтобы перейти на ФГОС‑2021 в срок
Презентация Новые ФГОС НОО и ООО